Как, зачем и чему надо учиться, зачем ты выбрал МВТУ?
Хобби – странная штука, а если работа и есть хобби - то это счастье. Есть немало загадочных необъяснимых вещей, до которых ещё не добралась наука. В их числе и конструкторское творчество (радиолюбительство, судомоделизм и т.п.). Концепция подготовки специалистов на кафедре базируется именно на проектных методах обучения.
"Делай как я!", а не "Делай как я сказал" - вот главный девиз учебного процесса. Как объяснить такое?!?! На рынке полно различной высококачественной электронной продукции, а радиолюбитель, обжигаясь о паяльник, ругаясь нехорошими словами, путаясь в проводах, пытается создать своё собственное чудо, которое может ещё и не заработает. Забыты друзья, заброшена любимая игрушка или девушка, собраны последние копейки - и всё это ради того момента, когда электронное чудо заработает. Есть люди, сдвинутые на коллекционировании, есть те, кто хочет слетать в космос, лазает по городской канализации, забирается на вершины мира, а есть сдвиг – созидательство (радиолюбительство), в общем, наша кафедра рада видеть таких людей. А если вы ничего не умеете, но хотите научиться, не переживайте – не всё потеряно, но чтобы не быть овощем на старших курсах, начать изучать электронику (механику, оптику и т.п.) стоит с первого курса вместе с фундаментальными дисциплинами. Каждый человек - сам творец своей судьбы. Хотя основы знаний и закладываются до 7 класса, но если есть сила воли можно и в 17, и в 20 записаться в радиокружок, без этого ты не станешь инженером - разработчиком. В институте тебя не будут учить "паять", это надо осваивать самому.
Первый курс - пора понять, что коллектив это сила. Сбылась заветная мечта, Вы поступили в МГТУ им. Баумана на кафедру ИУ4, радоваться рано – неплохо бы её ещё и закончить. На первом курсе, скорее всего, ничего нового вы не узнаете, так как первый курс – это повторение и углублённое изучение школьного материала. Надо привыкнуть и освоиться. Понять разницу между школой и университетом (тебя не учат - ты учишься). Научиться конспектировать материал. Совет как конспектировать материал: на лекциях студенты получают информацию, во многом дополняющую учебники (а в последнее время – их заменяющую), знакомятся с последними достижениями науки. Поэтому умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей. Восприятие и запись лекций – сложные виды вузовской работы, и надо немало потрудиться, чтобы овладеть ими. Внимательное восприятие и конспектирование лекций предполагают интенсивную умственную деятельность. В процессе Вы должны разобраться в том, что излагает лектор, обдумать сказанное им, связать новое с тем, что Вам уже известно по данной теме из предыдущих лекций, прочитанных книг и журналов. Важно!!! Разработать удобную для себя систему меток и сокращённых обозначений, которые помогут Вам быстрее конспектировать материал и без труда ориентироваться в нём. Основные предметы на первом курсе: мастерские и физкультура. Без здоровья учиться (да и жить) трудновато, а мастерские крайне эффективно дадут вам представление о производственном цикле: механообработка, радиомонтаж, штамповка, литье, сварка и т.п. - все познается очень быстро, когда выполняешь что-то своими руками.
Второй курс - пора становиться взрослым. Так же как и первый является общеобразовательным, но материал уже по-настоящему ВУЗовский. На этом курсе даются фундаментальные основы, необходимые для специальности. На этом курсе вы должны уже полностью освоиться. Важно научиться планировать и распределять своё время, и не забывать про своё любимое хобби. Нет хобби - вы не состоитесь как специалист. Помочь заниматься любимым делом с пользой помогут различные стипендиальные и инновационные программы. Не страшитесь не выиграть в первый раз, высот не добивается лишь тот, кто никогда не проигрывал. Совет как распределить время: в основу его нужно положить типовые и рабочие программы изучаемых в семестре дисциплин (имеются в методических кабинетах и на соответствующих кафедрах), выписку из учебного плана (выдается старосте) и расписание занятий. Необходимо тщательно ознакомиться с этими документами, изучить их. Конкретный план рекомендуется составлять на неделю и на каждый рабочий день. С вечера всегда надо распределять работу на завтра. В конце каждого дня нужно подвести итог работы: тщательно проверить, все ли выполнено по намеченному плану, не было ли каких-либо отступлений и по какой причине они были. Нужно осуществлять самоконтроль, который является необходимым условием успешной работы. Если что-то осталось невыполненным, необходимо изыскать время для завершения этой части работы, не уменьшая объема недельного плана. Рекомендуется вести дневник. Лучше всего в виде учебных отрезков на стене, где отмечать: что сделано, на какой неделе и на сколько. Такой элемент самоконтроля не только поможет вам организоваться, но и порадует ваших родителей и избавит вас от вопросов: - "А как у тебя дорогой дела?". Всем все видно, все четко и ясно, и родители уже поймут, что их сын (или дочь) стали взрослыми. Это приучает к анализу, раздумью, правильному изложению мыслей, повышает грамотность и способствует саморазвитию. Отмечайте не только успехи, но и неудачи. Отведите на стенке место для ваших дипломов, участвуйте в научных конкурсах и олимпиадах и вешайте дипломы на стенку, вам от этого конечно мало толку, но родителям приятно! Всегда думай о тех, кто рядом, и они тебе всегда помогут в трудную минуту. Кроме этого, необходимо завести ежедневник, куда следует заносить всю полученную информацию организационного плана, которая будет от курса к курсу расти. Часто студенты задают вопрос - почему нам столько задают? Ответ на него прост: для того, чтобы вы сразу привыкли делать все коллективно, инженерная деятельность - это коллективная (командная) работа, тут нет индивидуализма. Сразу привыкни к тому, что надо помогать всем окружающим, выкладывать все материалы на сайты и корректно пользоваться чужими (с ссылками) - в результате ты научишься решать любые нерешаемые задачи.
Третий курс - пора найти первую работу. Начинаются предметы, которые непосредственно связаны со специальностью. Бывает такое – сидишь на лекции, слушаешь-слушаешь, зеваешь-зеваешь, смотришь на доску и тут в голове мысль: «ОО! Вот как работал тот девайс, который я собрал в 8м классе!». После этого курса начинаешь понимать не только, как собрать устройство и заставить его работать, а начинаешь понимать, почему оно работает и как его улучшить. Совет: не стесняйтесь. Если чего-то не понимаете, как что работает, не стесняйтесь – подойдите к преподавателю и спросите его. Всегда интересно узнать, как что работает. Также понимание того, как работают ваши железяки, вам понадобится в дальнейшем, если будете по ним делать курсовые работы или ДЗ. Курсачи и ДЗ - это самое главное, это ваш первый опыт, многие в портфолио поначалу пишут - "участвовал в разработке червячного редуктора" (хотя это и был курсач по ОКП). На третьем курсе пора начинать работать по специальности с гибким графиком. Летом предстоит практика, и лучше заранее, еще осенью, найти предприятие, которое будет радо не только увидеть Вас на практике, но и заплатить вам заработную плату. Главное - работа (назовем ее «стажировка по специальности») не должна мешать учебе. То, что пропустите по учебе, потом уже не нагнать (это как с радиокружком - не ходил в школе - не быть тебе радиоконструктором). Итого: третий курс закладывает основу вашей будущей квалификационной работы бакалавра и, возможно, диссертации магистра.
Четвёртый курс - пора сделать свою квалификационную работу. Вот здесь начинаются настоящие спец предметы, и здесь вам пригодится весь ваш опыт, накопленный с «паяльником в руках». Вы познакомитесь с требовательными кафедральными преподавателями. В качестве объектов исследования или проектирования почти по всем кафедральным предметам можно взять своё устройство. И очень круто, если ваш уровень позволяет понять, как «оно» работает. Если у Вас мало опыта, берите устройства попроще, главное, чтобы вы могли в нем разобраться. Нежелательно брать готовое устройство или конструктор – работы вы выполните, но это не позволит достичь должного уровня понимания. Конструктор - это для "блондинок". Совет: не усложняйте себе жизнь. Конечно, круто если вы можете предложить своё устройство как объект исследования для курсовой или ДЗ. Правила простые: что нужно посчитать и исследовать - определено курсом; объект исследования выбираете сами. Но стоит посмотреть, что в работе нужно исследовать и что считать, а потом выбрать такое устройство, для исследования которого не нужно окончание мехмата МГУ. В реальной электронике все считается по приближенным формулам, а чаще вообще на основе опыта. На четвертом курсе у некоторых возникает синдром четвертого курса: "это когда проучился 4 года, вроде ничему и не научился". Причина такого синдрома - отсутствие сочетания хобби и учебы, Вы ничего не делали сами для реализации академических вузовских знаний на практики. Если Вы поняли, что поступили не на ту специальность, то не плывите по течению, найдите силу воли и мужество перевестись туда, где вам интересно.
Пятый курс - пора заняться бизнесом. Изучение специальности продолжается, вы уже должны свободно ориентироваться в технологиях и дисциплинах, связанных со специальностью. Должны появиться любимые направления и любимые тематики. Вы уже должны уметь конструировать и проектировать электронные устройства, осознавая, как они работают. Если вы этого не можете, это печально и предыдущие годы потрачены зря. Пора уже задуматься над темой_ диссертации магистра. Многие уже подумывают и о создании своего бизнеса. Для этого есть большое число специальных стартаповских программ. Получить на развитие своего проекта (диссертации) в районе 1 млн. рублей вполне посильная задача для студента-пятикурсника. Кто-то из ваших друзей из других вузов хвастается, как он купил очередную сессию, а у бауманца всегда есть шанс похвастаться, за сколько он продал инвесторам свой очередной курсач! Совет как выбрать тему для диссертации: просмотрите свои курсовые, нередко преподаватели требуют со всей серьёзностью отнестись к написанию курсовых работ. Это обусловлено тем, что впоследствии хорошую курсовую работу можно преобразовать в хорошую квалификационную или диссертационную работу. Вспомните свои самые удачные курсовые работы, которые были высоко оценены. Есть большая вероятность, что и диплом на данную тему будет оценен высоко. Разумеется, если вы самостоятельно занимались написанием своих курсовых работ. Надо стараться следовать "маршрутному" принципу обучения, т.е. выбрать одну тематику (специализацию) для исследований и дальше ее последовательно развивать в схемотехнических, конструкторских, технологических, САПРовских работах. Таким способом Вы сэкономите кучу времени и пройдете весь цикл проектирования по близкой и интересной вам теме, а если она окажется и востребованной, то сможете ее еще и коммерциализовать. Определите свои интересы. То, что писать диссертацию на интересную для вас тему легче, скорее всего, понятно всем. Так что постарайтесь выбрать предмет и тему для диссертации, которая находит хоть какой-то отклик в вашей душе.
Шестой курс - пора писать диссертацию магистра. Данный курс – финишная прямая. Вы уже должны заранее знать и понимать, что на нём происходит. Вам предстоит написание и защита диссертации, вы уже должны чётко осознавать, что вы делаете, и в каком объёме. Если вы вдруг осознали, что ничего не понимаете – то точно совершенно не вовремя и поздно, если же это не так, то всё хорошо. Это ваш последний курс, на нём вы уже, по сути, сформировавшийся специалист. Самое наилучшее, это писать диссертацию на какой-то производственной или исследовательской базе, работая, Вы получите и полезный начальный опыт, и, надеемся, достойную зарплату. Вы сами уже должны понимать, что и зачем вам делать, и советы уже не нужны. Удачи.
|
|